Ребенок после 2 лет впервые осознает себя как личность и родителям придется с этим смириться. Особенность кризиса в 3 года состоит в том, что малыш отныне желает самостоятельно управлять своей жизнью. Вот откуда это знаменитое «Я сам!». В данной статье подробно расскажем как проявляется кризис трех лет у детей.
Иногда кажется, что ваша совместная деятельность с ребенком просто-напросто распалась. Теперь он все без исключения желает делать сам. Умываться, одеваться, раскидывать и собирать игрушки, шагать по улице, не держась за мамину руку, выбирать меню на завтрак. Трудное время для родителей. Но еще труднее оно для ребенка.
Большой маленький ребенок
Ребенка в 2, 5 года обуревает двойственное чувство. С одной стороны, он начинает осознавать уверенность в своих силах (и часто переоценивает их) и хочет всего добиться сам. А с другой, кроха понимает, что без помощи взрослых ему не обойтись. Потому он тянется к родителям за помощью – и сам же ее отвергает.
Часто родители начинают подавлять самостоятельность ребенка. Большая ошибка! На грани между ранним детством и дошкольным возрастом маленький человек, поднимаясь на новую ступеньку развития, должен оторваться от родителей. Пока еще не совсем, но дистанция должна появиться. Вы вместе, и все-таки он уже сам по себе.
Если сейчас ребенок научится проявлять инициативу (а это его возрастная задача) и отстаивать свою самостоятельность, значит, вырастет человеком уверенным, знающим себе цену.
Сумеете его подавить – получите в результате капризное, вечно недовольное, безвольное существо.
Главное, что требуется сейчас от родителей – проявить уважение к личности ребенка, который должен точно знать, что вы считаетесь с его мнением и интересами.
Кризис трех лет, признаки
- Негативизм, упрямство (малыш отказывается что-то выполнять лишь по одной причине: потому что вы, взрослый, потребовали от него это);
- Строптивость, своеволие (обычно они направлены не против конкретных людей, а против принятых в семье норм поведения);
- Обесценивание того, что ценилось раньше, что было привычно, дорого, интересно;
- Протест (до бунта и деспотизма доходят лишь те дети, чьи родители совершенно не желают считаться с особенностями личности своего ребенка и изменениями, которые с ним происходят).
Вовсе не обязательно, что весь этот «букет» проявится у вашего малыша. Просто, когда знаешь, что ожидать от протестующего ребенка, справиться с этим проще.
В утешение можно сказать: в этот кризисный период на самом деле ребенок борется не с вами, а с тем, что (и кто) подвернется ему под руку. Сейчас он находится в состоянии войны со всем, что его окружает. Но в ваших силах организовать если не мир, то хотя бы перемирие.
Как преодолеть кризис трех лет
Если вы уважаете своего ребенка, то старайтесь придерживаться следующих правил:
- Никогда не делайте за малыша то, что он может и хочет делать сам;
- Не давайте назойливых советов, если ребенок уже в курсе, как это надо делать («надень шапку правильно», «платок положи в карман…»);
- На ошибку указывайте доброжелательно и так, чтобы ребенок сам ее увидел (ребенок перепутал левый и правый ботинки? Скажите ему: «посмотри-ка, твои ботинки поссорились…»);
- Делайте позитивные замечания (т. е. указывайте не на ошибку, а на то, как правильно). Например, вместо слов «Не неси куклу в руках, а то она испачкается» можно сказать: «Куклу положи в свой рюкзак…»);
- Помогайте ребеноку, только когда он сам вас об этом попросит
Помните, что кризисы приходят и уходят, а ребенок ваш – вот он, рядом. И по прошествии времени, оглядываясь назад, вы вдруг поймете: а не такие они и трудные, эти периоды. Если, конечно, вовремя подготовиться к ним. И быть терпеливыми, благожелательными, любящими родителями.
Игра в «повторялки»
Цель урока – научить малыша переключать внимание. Помочь ему почувствовать свои возможности и осознать существование других людей. Задача – вдвоем с ребенком копировать движения друг друга.
Объясните ребенку, что от него требуется. Он скорее вас поймет, если сначала вы станете его «зеркалом», а потом предложите ему стать вашим отражением.
Копируйте ребенка. Для начала посоветуйте малышу дотронуться до своего плеча – и сделайте то же самое. Затем пусть он дотронется до своего носа – и вы тоже. Он самостоятельно сжал ладошку в кулачок? Повторите это действие и вы. Он скорчил рожицу – скопируйте его.
Повторение за мамой. Потом поменяйтесь ролями. Теперь уже вы станете совершать какие-то действия, а ребенок должен будет повторить их максимально точно. Если у него не все получится, помогите ему: подскажите, в чем именно он ошибается.